?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 Апрель 2013 @ 13:51
Память  
Сын Запада и Востока

Есть древняя память времён
Между Западом и Востоком,
Посвящённый, ты обречён
Возвращаться к своим истокам.
Расшифровывать письмена
Пилигримов лунного лика,
Вырисовывать имена
На пергаменте базилика.
И с упорством Эрешкигаль,
Предвещая новую эру,
Ты принёс на её алтарь
Воскрешённую предков веру.

(Из книги: Султанов Ю. И. Алхимия виртуальных игр. – Киев, Вежа. 2001)


pamiat_small

Десять лет тому назад, 4 мая 2003 года, скончался известный педагог, культуролог, поэт Юрий Ибрагимович Султанов. В стенах Прикарпатского национального университета имени В. Стефаника, где он преподавал, открыт Методический кабинет имени Юрия Султанова. Осуществлено это кафедрой мировой литературы по инициативе профессора Игоря Козлика, ученика и единомышленника Юрия Ибрагимовича. В серии «Учёные Прикарпатья» издан биобиблиографический справочник о его деятельности, составленный автором этих строк. В своё время вышел посвящённый памяти ученого специальный выпуск научно-методического журнала «Зарубежная литература»...

Юрий Султанов родился 6 марта 1948 года в Коломые, его мать – из русско-украинской семьи, отец – азербайджанец, офицер-медик. Как следствие, Юрий Ибрагимович соединил в себе лучшие высокие и достойные качества Востока и Запада. Он окончил Коломыйскую среднюю школу № 9, затем Азербайджанский педагогический институт языков в Баку. С 1970 года трудился на педагогической ниве нашего края – в средней школе (учителем, завучем, директором), инспектором гороно, преподавателем Коломыйского педагогического училища, а с 1986 года – ассистентом, старшим преподавателем, доцентом Ивано-Франковского педагогического института (преобразованного в Прикарпатский университет), параллельно преподавая в Институте усовершенствования учителей. В 1989 году в Московском государственном педагогическом институте защитил кандидатскую диссертацию по проблеме литературного развития старшеклассников, до последних своих дней работал над докторской диссертацией о методике преподавания мировой литературы. Он – автор и соавтор многочисленных учебников по зарубежной литературе для русскоязычных школ Украины (5, 8, 9, 10 классы), общий тираж которых превысил три миллиона экземпляров, член редколлегий, научный консультант и постоянный автор журналов «Зарубежная литература в учебных заведениях», «Всемирная литература и культура в учебных заведениях Украины», гуманитарного альманаха «Галицко-Буковинский хронограф». Лауреат (I премия) Всеукраинского конкурса научно-методических исследований «В мире арабской литературы» (1996), премии «Свитослов» (2002). Под его руководством написаны и защищены несколько кандидатских диссертаций.

Юрий Султанов — автор поэтических книг «Алхимия виртуальных игр» (2001), «Камера обскура» (2002), «Я умру не в Париже» (2003), неопубликованной пьесы в стиле Акутагавы Рюноскэ и Юкио Мисимы «В стране мертвых масок» и других произведений.

Его друг и соавтор профессор Марк Теплинский отметил: как человек большой жизненной и творческой энергии, Юрий Ибрагимович для многих из нас был и останется примером преданности идее и избранной в юности профессии учителя литературы. Таким он останется в памяти всех тех, кто имел счастье работать, общаться с ним, читать его книги и статьи, слушать его неповторимую манеру декламации стихов ...

***
Судьба распорядилась так, что Юрий Ибрагимович Султанов трижды сыграл в моей жизни важную миссию.
Впервые я познакомился с этим замечательным человеком на лекции, когда он начал читать у нас курс литературы ХХ века. Неизгладимое впечатление на меня произвёл рассказ о творчестве акмеистов, оказавшихся в то время созвучными моим идейно-эстетическим исканиям, и я решился обратиться к Юрию Ибрагимовичу сразу после первой лекции. Сказал, что в средствах массовой информации сообщили о смерти сына Николая Гумилёва и Анны Ахматовой известного ученого-этнолога Льва Гумилёва. Юрий Ибрагимович ответил, что находился в переписке с ним и полемизировал по поводу частных нюансов в его теории этнической пассионарности... В дальнейшем я и Юрий Ибрагимович обменивались новинками литературы, дискутировали, пропагандировали среди знакомых журнал «Галицко-Буковинский хронограф», он способствовал моим публикациям в научных изданиях. Со временем образовалось небольшой круг идейных единомышленников – преподаватели Зоя Юрченко, Игорь Козлик, Оксана Мариновская и Фергад Туранлы, писатель Владимир Ешкилев, я и студенты, среди которых – Сергей Галушко, Оксана Клодницкая, Ольга Иванова, Любовь Загоровская, Анна Мурейко. Кроме нас, вокруг Юрия Ибрагимовича собирались его аспиранты и учителя-методисты.

Второй этап начался тогда, когда, поддавшись уговорам друзей, Юрий Ибрагимович решился обнародовать свои поэтические произведения, результатом чего стали три оригинальные книги. И считаю честью для себя, что предисловие к своей первой книги «Алхимия виртуальных игр» Юрий Ибрагимович попросил написать именно меня... Заключительными моментами этого этапа наших отношений стали общий (Юрия Султанова, Степана Процюка и мой, с участием ведущего — Игоря Козлика) поэтический вечер, выездная акция поэтов «Цыганский холм» в селе Коршове Коломыйского района (в усадьбе известного поэта Ярослава Ясинского) и подготовка к изданию Антологии русскоязычной литературы Прикарпатья «Ткань и ландшафт» (которую Юрий Ибрагимович уже не увидел).

Третий этап начался именно 11 сентября 2001 года, когда воздушные атаки на символы Западной цивилизации сделали камнем преткновения проблему диалога между Востоком и Западом. Юрий Ибрагимович стал активным участником возникшего в стенах Прикарпатского университета дискуссионного клуба «Императив», выступал с интервью в средствах массовой информации, писал научные статьи по данной проблематике. Также тщательно взялся за изучение сакрально-мифологического мышления (написал и издал книги «В мире античной литературы», «Мусульманский Ренессанс»), анализировал попытки переноса его в настоящее, проблемы межрасовых и межнациональных отношений, им был составлен проспект интеллектуального клуба в Интернете (следствием чего стали сайты «Золотой грифон», «Мезогея» и «МезоЕвразия») ...

Юрий Султанов был не только педагогом и литературоведом, но и культурологом. Его позиция основывалась в первую очередь не на том, что разъединяет людей разных наций и культурных ориентаций, не на том, что оперирует категориями превосходства одних над другими, а исключительно на том, что глубинно, экзистенциально объединяет людей как членов одной и неделимой современной земной цивилизации. А этим объединяющим началом является только любовь, чем обусловливается и взаимопонимание, и взаимоуважение. В этом, считал учёный, заключается его, как культуролога, существенное преимущество перед политологом, который так или иначе вынужден по природе своей специальности держаться чёткой идеологии и с её позиций выбирать факты, которые ему предоставляют средства массовой информации. Юрий Ибрагимович активно сотрудничал с Русской общиной Ивано-Франковской области и Обществом азербайджанцев Прикарпатья, внося в их деятельность научно обоснованные методы сохранения и развития культуры национальных меньшинств в Украинском государстве.

Само утверждение о существовании в современном мире двух цивилизаций Юрий Султанов считал некорректным хотя бы потому, что, во-первых, сегодня неправильно возлагать в основу идентификации цивилизации религиозный признак (например, следует ли относить к «восточной цивилизации» известную украинскую спортсменку Виту Павлыш, которая является мусульманкой, или известного французского философа Роже Гароди, принявшего ислам?), во-вторых, для Юрия Султанова было очевидным существование в современном мире только одной и единственной Цивилизации, которую невозможно разорвать на клочки (ибо планета Земля у всех нас одна).

Для взаимопонимания между народами, отмечал ученый, необходима точность понятий, потому что наши люди часто прибегают к тем или иным высказываниям и оценкам ситуации, о которых не имеют элементарного представления. А незнание порождает страх (что и означает слово «террор»). Страх, в свою очередь, неизбежно приводит к ненависти. На это тоже в некоторой степени рассчитывают те, кто планирует теракты. Поэтому, настаивал учёный, следует помнить, что перед тем, как о чем-то выносить суждение, надо очень многое знать.

Юрий Ибрагимович Султанов подробно раскрывал окружающим его людям христианского мировосприятия такое понятие исламского мира, как «джихад» – отдача всех сил и возможностей для утверждения Единобожия, но это далеко не только «священная война». Есть «джихад меча», но он носит сугубо оборонительный характер, его можно объявить только тогда, когда враг вступил на территорию мусульманского государства. Мусульманин, который участвует в джихаде — защите своей страны, попадает в рай. В иных случаях со стороны мусульманского государства о джихаде меча не может быть речи. Ни ислам, ни Коран никакого отношения к терроризму не имеют. В другой восточной традиции, китайской, тоже есть похожее понятие – «дао меча», ставшее основой кодекса самураев.

Но гораздо важнее «джихад сердца», то есть внутреннее самосовершенствование человека на пути к Богу. Христианский святой Григорий Палама, находясь в турецком плену и ведя полемические беседы с мусульманскими богословами, изучил этот вид джихада, ввёл его в христианство, где он известен как «исихазм» («подвижничество»). Исихастом был основатель украинской «философии сердца» Григорий Сковорода... Высшей формой джихада является «духовный джихад», его исполнителем был пророк Ибрагим, который в христианском мире известен как пророк Авраам. На этом основывается традиция суфизма, благодаря  которой многие европейцы открывают для себя исламскую культуру.

***
Судьба отвела Юрию Ибрагимовичу мало времени, не всё задуманное им удалось реализовать, но, несомненно, как человек и личность он всегда будет вдохновлять своих друзей и последователей.

Олег Гуцуляк,
кандидат философских наук.